«Золотой» дольмен реки Жане
Однажды,
во время поездки к дольменам Северного Кавказа, я решил определить их пропорции и
посмотреть не вписываются ли они в систему русских
саженей. Измерил, какие смог – многие
из них не в лучшем состоянии, и потому не всегда возможно сделать
точные
замеры: то боковые плиты отошли, то задняя стенка упала,
то часть обвалилась. Тем не менее, кое-какие
измерения сделать все же удалось. Однако в систему саженей их размеры
не очень вписывались: какие-то размеры совпадали довольно точно, а
какие-то
вовсе не
подходили. И я это дело оставил, так и
не получив никаких внятных результатов.
Но вот
недавно, просматривая старые фото, обратил внимание на один из
дольменов по р. Жане, что возле пос. Возрождение недалеко от
Геленджика (рис. слева). Это
довольно
известный и посещаемый дольмен. Он отличается своим
необычным окружением – площадкой перед ним и
каменными «крыльями» по краям. А еще на передней его стенке
выступает рисунок.
Вот этот-то рисунок и привлек мое внимание. Дело в том, что дольмены
обычно не
имеют подобных «украшений». Я
условно
назвал этот рисунок «столом».
«Стол», прежде всего, поражает своими соразмерными,
гармоничными пропорциями. Решил
определить особенности его пропорций. А так как собственных размеров
этого
дольмена у меня не было, пришлось опираться на относительные размеры и
коэффициенты пропорций. Из нескольких
фотографий выбрал ту, которая была
сделана более-менее по центру дольмена. Если на верхнем рисунке
«поиграть» с
тенями в Photoshop’е, проступают также и контуры
правой
«ноги».
Затем
была выполнена обводка контуров передней плиты дольмена.
На рисунке
представлен оконтуренный рисунок, рассматриваемый в сочетании с
трапецией, образуемой верхней, нижней и боковыми плитами.
При изучении
пропорций полученных контуров была выдвинута гипотеза о том, что пропорции
передней стенки дольмена вместе
с нанесенным
на нее рисунком размечены с применением комплекса
русских саженей.
Для проверки гипотезы, а
также для того, чтобы понять логику пропорционирования данного объекта
было
выполнено геометрическое построение модели передней стенки дольмена.
Реконструкция фасада дольмена. В
результате была получена такая
фигура:
Ниже приведено совмещение контуров модели
"золотого дольмена"(черный) и "стола" (красный):
Некоторые несовпадение центрального отверстия и правого верхнего угла
«стола» можно, по-видимому, объяснить
незначительными искажениями при фотографировании и эрозией, которой
подвергся
камень за время своего существования в качестве дольмена.
На построенной таким
образом модели можно
обнаружить все основные 15 типов древнерусский саженей,
а также их элементы
(полусажени,
локти, пяди, пясти и вершки).
Исходя из вышеизложенного
можно сделать вывод: древние зодчие,
проектировавшие переднюю плиту дольмена использовали комплекс
измерительных
инструментов аналогичных комплексу
русских саженей.
Несколько слов стоит
сказать о нессиметричности отверстия дольмена. На рис.внизу центр
окружности проходит через ось gz, голубого цвета, со смещением
от центральной оси GZ на
2,75 мм, что
соответствует 2,75 см в масштабе саженей. Такое смещение центра
окружности от
центральной оси симметрии создает эффект «живой»
фигуры.
А это цветовая фантазия на
тему полученного образа. У меня эти контуры вызывают ассоциации с древнеегипетской символикой и стилистикой - никакая другая культура не припоминается. Или же некий мистический портал, в створе которого встаёт далёкое загадочное светило, олицетворяющее переход к новому сознанию, поскольку образ восходящего солнца - это всегда символ рассвета нового, пробуждение и обновление былого.
Полный текст статьи о «Золотом дольмене» можно
скачать здесь:
Скачать
|