Уклад Новой России
Нынешние
попытки возродить село страдают одним существенным недостатком и потому
малоэффективны
- в них отсутствует концепция жизни. Деревня в прошлом – это прежде
всего наработанный
веками уклад, при котором сама жизнь
деревенского жителя строилась на основе того быта и той технологи
жизни,
которые были ему свойственны, естественны и передавались от отца к
сыну, из
поколения в поколение. Уклад всегда
приспособлен, прилажен к
особенностям
данного
места, является его естественным выражением и отражает обретенное
человеком
искусство жизни в этих конкретных условиях.
После
революции 17 года в стране начался масштабный эксперимент по созданию новой модели жизни и для этого
безжалостно рушились все основные устои старой деревни. Создавались
колхозы и
совхозы со своей концепцией жизни на селе, со своими факторами и
средствами,
видоизменившими облик деревни, внедрившими новые и неведомые ей доселе
явления:
бескрайние, уходящие в горизонт и подверженные непрестанной эрозии
пахотные
поля, гигантские МТС, необъятные курганы навоза вдоль рек, объявленного
«вредным элементом» сельского хозяйства. А самое главное,
директивное
руководство сверху рушило и в корне подрывало те навыки и вековые традиции земледельца,
на которых выживала старая
русская деревня. Наиболее глубокие и укрепившиеся корни рвались по
живому
раскулачиванием, продразверсткой, повальной коллективизацией.
В
последующий
период становления советского сельского хозяйства и
сложился тот облик (внутренний и внешний)
современной деревни, что досталась нам в наследство от эпохи
колхозно-совхозного
строительства.
Но
вот с
началом Перестройки в одночастье закончилась жизнь прежняя и началась
новая. Активную
«фермеризацию» и «капитализацию» сельского
хозяйства той поры можно охарактеризовать
как сложную смесь надежд и разочарований, вскоре последовавших за
первыми
попытками возродить деревню. Теперь, по прошествии почти уже 20 лет
можно с
уверенностью сказать, что фермерские хозяйства в том, первоначальном
виде не
прижились – выдюжили единицы, остальные почили в Бозе. Капитализация,
все
больше принимающая формы масштабного агробизнеса, приносит успехи в
отдельных
местах при точечной стимуляции заинтересованных в ее развитии
предпринимателей.
Да скудные «прорывные» результаты
экспериментаторов-одиночек, которыми всегда
славилась Россия, - вот небогатый итог успехов на земле, занимающей
шестую
часть суши планеты. Результат более чем скромный.
Однако
у
каждой проблемы всегда есть свои причины. Если мы сравним две модели
деревенской жизни: до революции 17 и
теперешней, то бросится в глаза одна подробность, столь разительно
отличающая
эти две деревни. Подробность, или особенность эта – уклад, или
образ жизни. Крестьянину было
понятно, как жить на земле полноценно. Другое дело, что ему очень часто
не
давали так жить. Однако, оставляемый в покое, он всегда находил способ,
как
устроить, наладить свою жизнь на земле, чтобы она его кормила, обувала
и
одевала, давала возможность растить детей и продолжаться в поколениях.
Так
происходило в самых разных условиях: и в засушливой степи, и на
неласковом Севере,
где одним сельским хозяйством не выживешь, и потому приходилось еще
«пускаться
в промысла», в местные ли, в отхожие ли.
Но
вот прошли
десятилетия «директив», «обобществлений» и
«укрупнений» и современный
крестьянин в основном утратил, растерял свой целостный уклад, свое
понимание
всех основных процессов жизни. Его понятная и сберегаемая традицией
цельность раздробилась
на части: председатель руководит, агроном решает, тракторист пашет и
сеет, и
т.д. – произошла естественная дифференциация. Потом
погода приведет к неурожаю, а Партия и
Правительство спишут все твои долги. И крестьянин из
ответственного хозяина-кормильца
превращался в беспечного горемыку-пропойцу, которому все - трава не
расти. В
итоге весь уклад понятной и тонко подстроенной под окружающие условия
жизни постепенно
разрушился, вылущился из повседневности. Потому что то, чем и как живет
современный
крестьянин – это не уклад, а, скорее, пародия на образ жизни.
Если
вслушаться в само слово «уклад», там слышится
«у-клад» и «у-к-лад», само это слово
о том, что возле «клада», а клад – то, что ведет,
приближает к ладу. Вспомним пословицу «где
лад, там и
клад». В основе его – лад.
Но где этот лад мы встретим теперь в
деревне, в покосившейся, обезлюдевшей, исстрадавшейся? Незаладилась
у нас жизнь на селе. А нет уклада, нет и жизни - только ее
издержки.
Попытки
исправить положение дел во многом обусловлены чисто экономическими
задачами.
Село давно уже понимается как сырьевой придаток к городу, перед ним
одна задача
– накормить город любой ценой. А там - трава не расти. И пока эта
парадигма
сильна, не приведут наши попытки к возрождению села. Потому что при
таком
подходе нарушается один из основных законов жизни – закон взаимосвязи всего живого.
Жизнь
держится
полнотой и процветанием всех своих элементов. И каждая
жизненная форма берет всегда только от
избытка другой.
Процветающая жизнь всегда
избыточна и этой
избыточностью поддерживает окружающие формы. Но жизнь избыточна, только
когда полноценна.
А
может ли
быть полноценной жизнь, если мы сосредоточиваемся только на какой-то
одной ее
стороне, предавая забвению все остальные?
Что
есть жизнь
человека? В ней множество граней. И радость бытия не в ее ли основе? И
очевидно,
что работа, пусть и важный и необходимый элемент уклада, не может быть
самодостаточным фактором. Когда она - только средство для зарабатывания
денег.
Есть же такое понятие как радость созидательного труда, когда
человек-труженик
исполнен чувств возвышенных и прекрасных в процессе работы, когда
работа уже
больше чем работа, но сотворчество с самой жизнью, а жизнь отвечает ему
плодотворным результатом.
Когда
это уже
не лямка и кабала повседневной повинности, но и сопричастность в своих
усилиях
бытию. Тем стоит сама жизнь – своей полнотой. И разве не наша задача –
задача
разумных сознательных существ – вернуть себе такое взаимодействие с
жизнью?
Человек всегда учился у Природы, слушал ее
подсказки, пытался повторить на свой манер то, что уже существует в ее
процессах. Попробуем и в этом случае опереться на ее мудрые советы. С
точки
зрения Природы жизнь – это прежде всего полнота и разнообразие, а также
взаимосвязь всех ее частей, другими словами единство.
Все проявления жизненных форм опираются на это единство и
поддерживаются им.
Как только единство нарушается, нарушается равновесие, возникает
кризис,
противостояние, застой, смерть.
Человек
утратил, забыл этот основной источник вдохновения жизни – радость бытия. Живой мир,
развивающийся в гармонии и по законам
жизни, опирается на эту основу – полноту чувств, отражающих его
проявление.
Человек же, создав свой искусственный мир, во многом построенный на
основе косной материи, нарушил свою
естественную природную связь с миром. И потерял источник. Развивая все
более
громоздкие и искусственные процессы жизнедеятельности, он все более
отдаляется
от этого источника полноты. Потому что никакие искусственные средства
не могут
заменить чистого и простого восторга от встречи с лесом, полем,
закатом. Ощущение
ласкового полуденного ветерка, пробежавшего по разгоряченному лицу,
волшебных
звуков весеннего ручейка. Именно эти простые и незатейливые, казалось
бы,
радости наполняют жизнь смыслом и вносят в нее то недостающее звено,
без
которого мы чахнем в городах и по которому тоскуем посреди трудовой
рабочей
недели, предвкушая встречу с настоящим во
время очередной поездки на дачу, в лес, по грибы-ягоды. И не великое ли
благо
для человека, не особый ли дар Жизни наблюдать как взростают, зреют и
плодоносят те малые зерна, что когда-то были твоей заботливой рукой
брошены в
землю!
Перед
государством стоит теперь задача привлечь человека на землю, вернуть
его на
бескрайние заброшенные просторы полей и лесов. Чтобы усилия такого
возвращения
были действенными, необходим положительный, вдохновляющий образ, способный заинтересовать людей,
вызвать у них отклик и
готовность оставить насиженные места, привычные дела и пуститься в
новое
предприятие. Человек может полноценно вернуться на землю, только если у
него
будет возможность вернуться и построить такую жизнь, которая даст ему
полноту и
богатство всех граней его бытия: и материального, и психического, и
духовного.
Другими словами, если правильно сформулировать саму задачу возвращения
человека
на землю, половина дела будет сделана. Поскольку только качество цели
может
определить и качество жизни.
Некоторые
моменты сельской жизни понятны и осознаваемы многими. Это чистый
воздух, свежая
вода, отсутствие скученности и плотности среды обитания. Но это еще и тишина и покой живой природы вокруг, ее
полноценное изобильное проявление, и восторг от встречи с щебечущим,
шелестящим, трудолюбивым миром диких ее обитателей. А если к этому
добавить
таинственные, почти волшебные вечера в тихой беседе на лавочке у
калитки, или
на берегу реки, медленно катящей свои темные воды в таинственную ночную
даль, соловьиные
трели в ночи, залитой волшебным светом луны, западающие
в душу на всю жизнь первые слова
признания в любви, и
окрыляющие надежды от раздвинувшихся в этот миг горизонтов, мечты построить свое пространство мира и
благополучия
на родной земле, откуда не надо будет мучительно вырываться каждый
понедельник
в поисках средств к существованию, здоровые и веселые ребятишки,
копошащиеся
неподалеку в траве, вбирающие каждой клеточкой своих крепких тел
целебную силу
окружающего живого мира – это ли не образ, желанный и понятный многим,
хотя
может быть и не часто высказываемый вслух.
Разве
мало в
нем заложено, чтобы вдохновить и повести за собой? Разве не откликнутся
сердца
многих, появись перед ними такая возможность, возможность поострить
жизнь на
земле в полноте и благополучии? Тем более что достижения современной
науки и техники
позволяют без особых проблем наладить полноценную и комфортную жизнь в
самых
удаленных уголках наших необъятных и бескрайних просторов. Возможности
современных коммуникаций, работа по Интернету (для тех, кого манят иные
горизонты,
дистанционное обучение, концепция семейного образования – все это
позволяет
спокойно и без надрыва совершить такое переселение. Только поставь мы
перед
собою подобную цель и возьмись сообща к ней стремиться, перестав
поддерживать
вал искусственных процессов, все более усложняющих и удорожающих нашу
городскую
жизнь, практически тут же отбирающую на ненужное и бессмысленное все,
что мы
заработали и добыли.
Если
мы
немного изменим акценты – не урожаи и удои, а точнее, не только и не
столько
они (хотя они безусловно важны и необходимы), а полнота чувств жизни,
создаваемой в гармонии и радости, если мы добавим еще и это к поиску
решений,
тогда и сами решения могут измениться, преобразиться. Если ставя перед
собой
задачу возрождения села, сбережения молодежи мощным потоком утекающей в
город, мы
включим в свой проект элементы гармонии, цельности, красоты и радости,
они
обогатят и по иному окрасят все наши усилия. Если кроме выгоды мы будем
помнить
и о полноте чувств и ощущений для себя и тех, кого призываем на землю,
причем
полноте именно на ней, на земле-матушке, а не на далеких канарах и
анталиях,
принципиально изменится и сам подход к проблеме.
Во
всем мире
люди прилагают усилия в этом направлении, активно формируют образ Новой
Земли. Эти
усилия, в частности, привели к
возникновению движения по созданию экопоселений, организованных на
принципах
взаимодействия и сотрудничества с окружающей средой. Мировая практика
показывает, что подобных начинаний насчитывается уже десятки тысяч. Люди сообща в самых разных уголках планеты
ищут новых решений, новых путей в жизни за пределами мегаполисов, на
земле, и направляют
мысль на альтернативные источники жизнеобеспечения, разрабатывают и
применяют
щадящие агротехнологии и природные материалы в экостроительстве,
создают
замкнутые циклы в своих хозяйствах, стремятся предельно ослабить
негативное
воздействие на среду своего обитания.
В
нашей стране
такой образ приобрел форму Движения по созданию родовых поместий.
Вкратце его
суть. Нам очевидно, что необходимо создать новый и полноценный уклад
жизни на
земле. То есть такой уклад, который позволит человеку, семье
организовать
хозяйство, быт и само пространство так, чтобы иметь необходимые
средства для жизни
в достатке, благополучии и радости. Чтобы не было нужды рваться на части между
жизнью
и работой, разделенными нередко многими километрами и часами
утомительной дороги.
Чтобы семьи не распадались от тягот и неустроенности, но жили в любви и
согласии. Чтобы женщина, ждущая ребенка, могла находиться в наиболее
благоприятных и полезных условиях, дышать чистым воздухом, есть
натуральные
фрукты и овощи, пить свежую живую воду земли, жить в гармоничном
пространстве
своего поместья, где каждая травинка ее знает и помогает ей
сформировать
здорового и сильного малыша. Чтобы дети, задуманные и рожденные в
естественных,
гармоничных условиях, росли и развивались полноценно. Чтобы обитатели
поместий, питались натуральной
неискусственной
и полезной пищей, выращиваемой в экологически чистых условиях, а
избытком своих
продуктов могли поделиться с городом. Чтобы подрастающие поколения
росли и
учились на примере своих родителей, легко перенимая и подхватывая
основные навыки
жизни, построенной на ладной основе. Чтобы люди своей хозяйственной
деятельностью не губили природу, но
напротив, применяя правильные технологии способствовали сбережению и
восстановлению окружающей среды.
Замечательный
русский агроном рубежа XIX
– XX веков И.Е.
Овсинский утверждал, что правильная
агротехника должна не только не снижать плодородие почвы, но напротив,
его
увеличивать. Именно так он и хозяйствовал, получая высокие урожаи в
самых неблагоприятных
условиях. Однако труды и методы его были забыты более чем на сто лет.
Или вот
мульча. Еще в 30-е годы XX
каждый школьник на селе знал, что это такое. А теперь о ней осведомлены
в
лучшем случае специалисты-агрономы, да и то теоретически, а широко
использовать
и вовсе не умеют. Мы проходим мимо многих удивительных сокровищ жизни,
ждущих
своего применения.
Каким
же быть
такому родовому поместью по размерам? Очевидно, что на 6 сотках уклада
не
создать, не хватит для этого и 15, и 30 соток. Вместе с тем
традиционное фермерское
с/х, ведущееся на десятках и сотнях га – это тоже вариант далеко не для
всех –
это уже процессы иного масштаба, скорее производственного, требующего
дорогостоящей техники и особых технологий. Наша же задача создать уклад
самодостаточный и вместе с тем относительно необременительный, во многом самоподдерживающийся, то есть
необходимо
применить такие методы и подходы, которые постепенно сократят лишние усилия человека, уберут
их искусственную избыточность. И вновь мы
можем положиться на мудрые советы Природы, в которой все просто и
естественно.
Без сложной агротехники и удобрений на вырубке или после лесного пожара
встают
могучие леса, даже на самых бедных почвах – Природа самодостаточна в
своих
усилиях. Если обратиться к имеющемуся опыту энтузиастов-
экспериментаторов, то
оказывается, что при правильной организации хозяйства человеку под
силу, без
регулярного привлечения специальной техники, обустроить
и обрабатывать вручную площадь до 2-3 га. Будем в своих
рассуждениях ориентироваться на этот масштаб.
Стало
уже
общепризнанной истиной, что с окружающей природой надо не воевать, не
конфликтовать,
а дружить и сотрудничать. Появилась концепция устойчивых сообществ:
почвенных,
растительных, животных. В обиход вошло такое понятие как агробиоценоз, то есть устойчивое
сообщество диких и культурных
обитателей. Возникли такие понятия как адаптивно-ландшафтное,
восстановительное
и созидательное земледелие, пермакультура. Вот уже и в Минсельхозе
принято
решение о внедрении минимальной и нулевой обработки почвы, о поддержке
и
развитии новых технологий, об обучении им молодых агрономов. Другими
словами,
мы начинаем постепенно от эксплуатации земельных и природных ресурсов
эволюционировать к сотрудничеству и взаимодействию с ними. А это
значит,
начинаем воспринимать саму среду, в которой хозяйствуем, уже как
партнера,
интересы которого должны учитывать, строить свои отношения с ней на
взаимовыгодной основе. И последствия этих отношений начинают нас все
сильнее
волновать. Мы все больше понимаем, что беспокоясь не только о
собственной
выгоде, но и о благополучии той среды, в которой трудимся и живем, мы
поддерживаем
свое благополучие, приумножаем (а не губим) собственное достояние. Тем
самым мы
уже отчасти приобщаемся к закону благополучия целого: когда целое
благополучно
и процветает, то благополучны и процветают все элементы целого.
И
потому,
создавая полноценный жизнеспособный уклад, мы просто обязаны в
пространство
создаваемого поместья включить часть
дикой природы, окружив его живой изгородью из разнообразных кустов и
деревьев,
отведя часть территории под посадки этих диких и культурных
многолетников.
Какую-то площадь займет сад. Разумно сочетая травы, кусты и деревья мы
создадим
каркас будущего природного сообщества. Он позволит
восстановиться многообразию природных
обитателей,
характерных для естественных биоценозов
окружающей дикой природы. Умелое сочетание посадок диких и культурных
растений
позволит свести к минимуму усилия по уходу за ними. Например, правильно
подобрав
растения с глубоко-, средне- и поверхностнокорневой системой и сажая их вместе, можно практически перестать
беспокоиться о поливе и рыхлении подобных посадок (многолетние опыты
последователей пермакультуры и созидательного земледелия
свидетельствуют о том,
что это возможно). Применение ручной плоскорезной техники и технологий
восстановительного земледелия позволяет семье из 2-3 человек без
особого напряжения
обрабатывать вручную до 1
га
земли. Многочисленные тому примеры есть (в частности известный
изобретатель
плоскореза Фокин, утверждал, что он с женой одно время обрабатывал поле
в 1 га
только с помощью своего
плоскореза).
Часть пространства отводим под пасеку. Пчелы –
важный элемент создаваемой экосистемы и мощный стабилизирующий ее
фактор.
Лесникам хорошо известна заповедь: тот лес благополучен, в котором
обитают
пчелы. Они и опылители, и производители высокорентабельной продукции
пчеловодства,
и фактор воспитания, поскольку являют человеку наглядный пример
взаимовыгодного
бесконфликтного сотрудничества с окружающей природой.
Таким
образом,
семье под силу обслуживать свое поместье без привлечения тяжелой
техники,
прибегая, возможно, к ней только на начальном этапе обустройства:
прорыть
трактором борозду под посадки живой изгороди, выкопать с помощью
экскаватора
пруд, террасировать склон, использовать
для пересадки взрослых деревьев и т.д. Предварительный экономический
расчет
показывает, что размер участка 0,5- 1 га (а с учетом
древесно-кустарниковых
насаждений до 1,5-3 га)
вполне достаточен не только для обеспечения семьи всем необходимым
продовольствием, но и позволяет, при реализации излишков, иметь
устойчивый
источник доходов.
При
желании
участники проекта могут еще возрождать народные навыки и ремесла, иные забытые технологии, позволяющие сделать
жизнь поместья во многом независимой и самодостаточной.
В
мире существует
уже немало примеров создания устойчивых агробиоценозов в хозяйствах и
одиночек-экспериментаторов, и коллективов единомышленников, построивших
свои
отношения, в том числе и хозяйственные, на гармоничной и взаимовыгодной
основе
с окружающей живой природой, «вписавших» в нее свои усилия.
Это
перспективное, плодотворное направление. Оно
дает человеку на селе надежду и новые цели,
возможности. Так отчего
же не попробовать и нам добавить свой опыт в копилку мудрых
человеческих
достижений, за которые поблагодарят нас наши дети и внуки, поблагодарят
за то,
что мы начали прилагать усилия по сохранению и возрождению полноценной
и
созидательной жизни на земле, что мы оставили им в наследство не
мертвую,
изнуренную, истощенную до предела среду, но гармоничное, полнокровное,
богатое
урожаем и изобилием пространство, населенное жизнеспособными, здоровыми
и
радостными обитателями, пространство гармонии, благополучия и любви.
О.
В. Сафронов
|