кнопа назад  кнопка вперед

Образ
Книги
Семейное обучение
Скачать
Ссылки
Контакты





Новое воспитание и образование

Основные принципы и правовые основы семейного воспитания и образования


Семейное обучение - способ не ходить в школу


Случай на автобусной остановке

 Измученная домашними заботами мать, ранним
утром, торопясь на работу, тянула за собой
малыша. Малыш отставал и хныкал. Было видно, что
мальчик еще, как следует, не проснулся, и что
ведут его в детский сад. Мать спешила. Малыш не
поспевал. А тут еще своим хныканьем он привлек к
себе внимание прохожих. Мать занервничала
сильнее и повысила голос на ребенка. Малыш
вконец расплакался. А это, как показалось
матери, еще более привлекло к ним внимание
окружающих. Было заметно, что мать уже начала
злиться и едва себя сдерживает, чтобы не
наказать сына. К счастью, ситуацию разрядил
подошедший автобус…

 
Когда ребенок родится, мы берем на себя ответственность за него перед жизнью. Это понятно и очевидно для всех, во всяком случае, для многих. Но вот он вырос и пора идти в сад и в школу. И что мы делаем? Мы сдаем его на попечение государства, то есть, перекладываем ответственность на чужие плечи. Конечно, у нас есть тому оправдания: работа, отсутствие свободного времени – система позаботилась, чтобы это было именно так. Но факт остается фактом, ту ответственность, которую мы взяли на себя при его рождении, мы пытаемся разделить с чем-то посторонним, как правило, даже не спросив его при этом, а согласен ли он на такое разделение. Мы навязываем ему обстоятельства, очень неестественные, часто полностью противоположные всему тому, к чему он приучался весь предыдущий период жизни. И он эти обстоятельства должен постоянно выносить, преодолевать, загнанный в достаточно искусственные и ненормальные условия жизни: подолгу сидеть неподвижно, когда в его возрасте основа развития – движение, приучаться к абстрактному мышлению, когда в первых классах основа его мышления – образ и образность, проводить полдня в этих условиях в школе, а потом продолжать почти то же самое проделывать дома, готовя домашние задания. И весь этот навязанный ему груз ложится на его детскую психику, уродуя и калеча ее постепенно и незаметно для глаза. Мы поняли все это, по-настоящему прочувствовали только после того, как перешли на семейную форму обучения, поскольку по контрасту заметны многие вещи. Мы вернули себе отданную на сторону ответственность, сняли с него ненужный груз искусственных добавок, и его сознание, его восприятие тут же откликнулось, облегченное и успокоившееся. Оттого и отношения наши сразу стали гармоничнее и проще.

 О.  Сафронов «Родовое поместье» (гл. 8)

 

«В вашей школе отсутствует самый главный предмет, предназначение которого - увеличение скорости мышления. Этот главный предмет заменен на множество других, предназначение которых - уменьшить уже имеющуюся скорость мысли».

Анастасия
(В. Мегре «Энергия жизни»)

Давайте признаемся хотя бы себе, что школьные учителя такие же, как и мы, родители, люди. Порабощены они системой не меньше, чем обучаемые ими дети. В школу ходят потому, что за это платят деньги. Это главная и единственная причина. У них свои семьи и дети, с которыми так же, как у подавляющего большинства людей, в чем-то да проблемы. Их дети учатся в этой же системе, только другими педагогами. Учились они в таких же, как и мы, школах. Часто становились учителями потому, что в педагогический институт поступить было проще, чем в любой другой вуз. А многие из школьных учителей и не имеют высшего образования. Как и любому нормальному человеку, им претит пошлость, грубость и ложь, царящие в современных школах. Но поделать с этим ничего уже не могут (даже на своих уроках).

 Все школьные учителя (и тем более учителя-новаторы) скованы ограниченной системой. Элементарная логика говорит, что если разделить 40 мин. (длительность урока) на 20 учеников, то в лучшем случае только 2 мин. за урок учитель сможет уделить внимание вашему чаду. На самом деле эта цифра значительно меньше. При 6-ти часовом «нагруженном» учебном дне ребенок получает в школе внимание не более 10 мин. И все лишь только потому, что родители в этот момент заняты «более важными» делами. В рамках данной системы с этим в принципе ничего поделать нельзя, как и нельзя, полностью, исключить фактор «среднего темпа», когда одни дети постоянно не поспевают за другими (смиряясь с мыслью быть «отстающими»), а другие - вынуждены тормозить свою мысль, дожидаясь основной массы.

 «Но главное не только в педагогах образованных и мудрых. Родители своих детей в тех новых школах будут обучать, и сами у своих детей учиться».

Анастасия
 
(В. Мегре «Сотворение»)

 

«Родители имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье».

Закон РФ «Об образовании»)., ст.52, п. 3

 В 1994г. Министерством образованием принят к исполнению приказ №225 "Примерное положение о получении образования в семье", в котором декларированные законом права, наконец-то, приобрели конкретною форму. И хотя система в дальнейшем сделала все, чтобы как можно меньше людей об этом Положении знало, а тем более применяло в жизнь, остановить стремление родителей самостоятельно обучать своих детей, уже было невозможно.

Последние 11 лет (с перерывом в 3 года) в нашей семье дети обучались и продолжают обучаться дома. Окончили школу старшие дочь и сын. Дочь поступила в институт, а сын пошел работать в строительную фирму. Теперь на семейном образовании наши младшие дети. Дети учились самостоятельно. Если возникали трудности - приходили им помочь. Учителей на дом не приглашали. С учебой вообще никаких проблем не было. Занимаясь дома, по времени, в несколько раз меньше, чем если бы это было в школе, они опережали своих сверстников.

Учебники, по которым занимаемся, часто выбирали сами. Так, например, четыре года назад попался хороший справочник по математике для начальной школы. Весь первый класс дочь занималась по нему. В конце учебного года выяснилось, что дочь прошла половину учебника - а это два класса. Или еще пример. Год назад просмотрел букварь, по которому сын должен был заниматься в 1-м классе. Рисунки примитивные. Тексты искусственные. Учебник мне не понравился - нет в нем жизни и красоты. Пришлось отложить этот учебник подальше. Сын научился читать по азбуке Н. Жуковой.

Методики у нас нет. Поступаем в соответствии с опытом, знаниями и чувствами. Все естественно, как дыхание и сама жизнь. Радостно и прекрасно.

На самом деле в семейном обучении ничего нового нет. В каждой семье, в той или иной степени, родители участвуют в обучении своих детей. В данном случае, отличие - в полной ответственности и в исключении системы.

Обучение дома на Руси существовало издревле. В 18-19 вв. получила распространение в системе общего образования домашняя подготовка детей и подростков к поступлению в гимназии и университеты, особенно в тех губерниях, где отсутствовали крупные учебные заведения. После 1917 семейное образование практически прекратило существование.

 Василий и Лилия Черватюк

 «Семья, родовое поместье и система под названием "школьное образование"»

 

Математика тепла, или вкус знаний за общим столом

Маленькая домашняя школа в крестьянском хозяйстве. Школа-семья. Школа, которую учителя ведут по-семейному. Ее организовал несколько лет назад в селе Верхние Белозерки Самарской области Валерий Иванович Резников. Говорят, в прежние времена на Руси именно такие крестьянские школы и были. Их миром содержали и оберегали, из маленького человека растили большого творца. Валерий Иванович школу открыл прямо в своем доме. В большой комнате поставил несколько парт. Классная доска соседствует с книжным шкафом, пианино и шкафчиком с пластинками. Школу назвали именем Льва Николаевича Толстого, потому что, как и для великого писателя, для семьи Резникова главной целью домашнего образования является не только образование в классическом понимании, но и становление нравственных ориентиров в жизни. Толстой писал: <Главное - передать ученикам те, с самых древних времен данные мудрейшими людьми в мире ответы на неизбежно встающие перед каждым человеком вопросы: что я такое и каково мое отношение к бесконечному миру? Как мне сообразно с этим отношением жить, что делать и чего избегать? Что считать всегда, при всех условиях хорошим, а что дурным?> Основные занятия в школе Резниковых ведет учительница Роза Александровна Долгова. Она так и говорит: <Я - домашний учитель. Могу каждого ребенка раскрыть, как цветок>. Учиться в домашней школе интересно. Учиться у близких людей - естественно. Но для взрослых это великий труд - надо быть искренним ежесекундно, надо любить ежесекундно. Дети не отпускают.

 Елена Хилтунен, Евгений Беляков, Елена Литвяк, Мария Барабаш

Общественная организация <РОДНАЯ ЗЕМЛЯ>

www.ridnazemlya.org.ua

 

Можно ли не ходить в школу?

 Можно. Я уже 12 лет знаю это совершенно точно. За это время двое моих детей успели, сидя дома, получить аттестаты (раз уж было решено, что это может им пригодиться в жизни), а третий ребенок, как и они, не ходит в школу, но уже сдал экзамены за начальную школу и пока не собирается на этом останавливаться. Честно говоря, сейчас я уже не считаю, что детям нужно обязательно сдавать экзамены за каждый класс. Я просто не мешаю им самим выбирать ту «замену» школе, до которой они могут додуматься. (Хотя, конечно, делюсь с ними своими мыслями на этот счет.) <…>

 
Как учиться дома?

 Многие родители думают, что если ребенок учится дома, то мама или папа с утра до вечера сидят с ним рядом и проходят всю школьную программу вместе с ним. Мне не раз приходилось слышать такие комментарии: «У нас ребенок ходит в школу, и мы ВСЕ РАВНО сидим с ним до поздней ночи каждый день, пока все уроки не сделаем. А если бы не ходил это значит, сидеть надо на несколько часов в день больше!!!» Когда я говорю, что никто с моими детьми не «сидит», делая вместе с ними «уроки», мне просто не верят. Думают, что это бравада.

 Но если вы действительно не можете позволить своему ребенку учиться без вашего участия (т.е. намереваетесь все 10 лет вместе с ним «делать уроки»), тогда, конечно, домашнее обучение вам категорически не подходит. Оно изначально предполагает некоторую самостоятельность ребенка.

 Если же вы готовы согласиться с мыслью, что ребенок способен учиться сам (независимо от того, какие оценки ему будут ставить, может быть, «3» за изложение своих собственных мыслей лучше, чем «5» за запись папиных или маминых?), тогда можно подумать и о домашнем обучении. В том числе и потому, что оно позволит ребенку тратить меньше времени на то, что у него получается с ходу, и больше времени уделять тому, что он понимает не сразу. <…>

 
Нравится ли моим детям не ходить в школу (способы не ходить в школу)?

 Ответ однозначный: ДА. Если бы было иначе, они бы просто ходили в школу. Я никогда не лишала их такой возможности, и за прошедшие 12 лет было совершено несколько попыток это делать. Им самим было интересно сравнить хождение в школу и домашнюю свободу. Каждая такая попытка давала им какие-то новые ощущения (не знания! знания они приобретали не в школе!) и помогала им понять что-то важное о себе, о других, о жизни. Т.е., несомненно, это был очень полезный опыт. Но каждый раз вывод был один и тот же: дома лучше. <…>

 Ксения Подорова

 

 Полную подборку статей о семейном обучении можно скачать на  нашем сайте.


Образ | Книги | Семейное обучение| Скачать | Ссылки |Контакты | 


Вверх



Besucherzahler dating sites
ñ÷åò÷èê ïîñåùåíèé
Яндекс.Метрика